Инструкция
о мерах пожарной безопасности
1. Общие требования безопасности:
1.1. Настоящая инструкция составлена в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности в Республике Беларусь
1.2. Все учащиеся учреждения образования должны пройти обучение о пожарной безопасности, о действиях во время пожара
1.3. Лица, виновные в нарушении Инструкции о мерах пожарной безопасности, несут дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с действующим законодательством, с Кодексом об образовании РБ.
2. Меры безопасности:
2.1 Будьте внимательны и небезучастны к запахам гари, задымленности: немедленно найти очаг, сообщить дежурному учителю, администратору
2.2 Пресекайте игры младших школьников с огнеопасными материалами (спичками, петардами и пр.)
2.3 Не используйте во внеклассной работе свечи, хлопушки, бенгальские огни и пр.
2.4 Электроприборы включайте только с разрешения взрослых и в их присутствии
2.5 Во время походов костры разводить только в установленных местах.
2.6 Находясь дома, помнить о пожарной безопасности (газовой плиты, электроплиты, утюга и др. электроприборов)
3. Запрещается:
3.1. Разводить костры, сжигать мусор на территории учреждения и в других неустановленных местах.
3.2. Курить в помещениях учреждения.
3.3. Включать в сеть электроприборы без разрешения взрослых и без присутствия взрослых.
3.4. Приносить в здание учреждения образования спички, зажигалки, петарды и др.огнеопасные предметы
3.5. Хранить в здании учреждения легковоспламеняющиеся, горючие жидкости и другие материалы.
3.6. Использовать на классных часах, праздниках, концертах свечи, бенгальские огни, факелы и пр.
3.7. Пользоваться электроутюгами электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты без подставок из негорючих материалов, исключающих опасность возникновения пожара.
3.8. Оставлять в лесу непотушенный костер, а также стеклянную тару и разбитые осколки стекла: на освещенной солнцем поляне они, фокусируя солнечные лучи, способны сработать как зажигательные линзы.
4. Действия при возникновении пожара:
4.1 Пожар в здании учреждения образования
4.1.1 Длинный сигнал «Тревога» воспринять без паники, слышать и четко выполнять указания педагога
4.1.2 Быстро эвакуироваться на улицу из кабинета согласно «Схеме эвакуации»
4.1.3 В безопасном месте (на улице) подойти к учителю и отметиться в списке класса эвакуированных учащихся
4.2 Пожар в квартире
4.2.1 При запахе дыма или разгорающегося пламени, выясните, что горит. Возможно, это электропроводка. Тогда следует обесточить помещение.
4.2.1 Не открывайте окна и двери для уменьшения притока воздуха.
4.2.3 Тушите пожар подручными средствами (водой, плотной мокрой тканью).
4.2.4 Если ликвидировать очаг горения своими силами не представляется возможным, немедленно покиньте квартиру, вызовите пожарных по телефону 101.
4.2.5 Горящее помещение следует преодолевать, накрывшись с головой мокрым одеялом, плотной тканью; дышите через увлажнённую ткань.
4.2.6 Через сильно задымлённое помещение лучше двигаться пригнувшись, чтобы не потерять ориентировку, придерживайтесь стены.
4.2.7 Если невозможно выбраться наружу через входную дверь, выйдите на балкон, закрыв за собой плотно дверь, и зовите на помощь.
4.3 Пожар в лесу
4.3.1 Пробуйте пожар заливать водой из близлежащего водоёма (если есть таковой)
4.3.2 Один из лучших способов тушения лесного пожара - захлёстывание кромки пожара пучком сырых ветвей
4.3.3 Можно потушить, используя забрасывание огня рыхлым грунтом.
4.3.4 В случае возобновления горения стараться быстрей его ликвидировать
4.3.5 независимо от размера пожара, необходимо сообщить о пожаре в ближайший лесхоз или лесничество.
Инструкция составлена на основании:
1."Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях" от 21 апреля 2003 г. №194-З
2. Правила пожарной безопасности РБ для учреждений и организаций системы образования, ППБ 2.27-2005
3. Инструкции о мерах пожарной безопасности
4. Закона Республики Беларусь «О пожарной безопасности» от 15 июня 1993 года
Инструкция
о мерах пожарной безопасности
1. Общие требования безопасности.
1.1. Настоящая инструкция составлена в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности в РБ для учреждений и организаций системы образования и является обязательной для исполнения всеми работниками школы и учащимися
1.2. Все работники учреждения допускаются к работе только после прохождения противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы должны проходить дополнительное обучение в соответствии с порядком, установленным руководителем.
1.3. Противопожарный инструктаж проводится в сроки проведения инструктажа по технике безопасности с регистрацией в журнале инструктажей по охране труда.
1.4. Лица, виновные в нарушении Инструкции о мерах пожарной безопасности, несут уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
2. Организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности.
2.1. Ответственность за противопожарное состояние кабинетов возлагается на материально ответственных лиц кабинетов. Ответственность за противопожарное состояние коридоров, помещений и мест общего пользования возлагается на заместителя директора по хозяйственной части. Ответственности за противопожарную безопасность в ночное время возлагается на дежурного воспитателя, сторожа.
2.2. Территория учреждения постоянно должна содержаться в чистоте. Отходы горючих материалов, опавшие листья и сухую траву следует регулярно убирать и вывозить с территории.
2.3. Помещения здания должны содержаться в чистоте. Загромождение ходов, эвакуационных путей не допускается. Эвакуационные входы допускается запирать только изнутри на легко открывающиеся запоры, задвижки.
2.4. Пожарные краны должны быть оборудованы рукавами и стволами помещенными в шкафы, которые пломбируются.
2.5. Внутренние пожарные краны ежегодно должны подвергаться техническому обслуживанию и проверяться на работоспособность путем пуска воды.
2.6. Установки пожарной автоматики должны эксплуатироваться в автоматическом режиме и круглосуточно находиться в работоспособном состоянии.
2.7. Огнетушители должны размещаться в легкодоступных местах, где исключено их повреждение, попадание на них прямых солнечных лучен, непосредственное воздействие отопительных и нагревательных приборов.
2.8. По окончании занятий работники учреждения должны тщательно осмотреть закрепленные за ними помещения и закрыть их, обесточив сеть.
2.9. Неисправные электросети и электрооборудование немедленно отключать до приведения их в пожаробезопасное состояние.
2.10. Электроустановки и бытовые электроприборы в помещениях, в которых по окончании рабочего времени отсутствует персонал, должны быть обесточены за исключением дежурного освещения, пожарной сигнализации. Другие электроустановки и электротехнические изделия, холодильники и др. могут оставаться под напряжением, если это обусловлено их функциональным назначением и (или) предусмотрено инструкциями но эксплуатации.
3. Запрещается:
3.1. Разводить костры, сжигать мусор на территории учреждения.
3.2. Курить в помещениях учреждения.
3.3. Включать в сеть без разрешения взрослых и без присутствия взрослых электроприборы.
3.4. Приносить в здание учреждения образования спички, зажигалки, петарды и др.огнеопасные предметы
3.5. Хранить в здании учреждения легковоспламеняющиеся, горючие жидкости и другие материалы.
3.6. Использовать на классных часах, праздниках, концертах свечи, бенгальские огни, факелы и пр.
3.7. Пользоваться электроутюгами электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты без подставок из негорючих материалов, исключающих опасность возникновения пожара.
4. Действия при возникновении пожара.
4.1. Сообщить о пожаре по телефону 101 в ближайшую пожарную часть.
4.2. Немедленно оповестить людей о пожаре.
4.3. Открыть все эвакуационные выходы и эвакуировать людей из здания.
4.4. В момент эвакуации и тушения пожара необходимо воздерживаться от открытия окон и дверей без необходимости, а также от разбития окон во избежании распространения огня и дыма в смежных помещениях. Покидая помещения или здания, следует закрыть за собой все двери и окна.
4.5. Вынести из здания наиболее ценное имущество и документы.
4.6. Силами добровольной пожарной дружины приступить к тушению пожара и его локализации с помощью первичных средств пожаротушения.
4.7. Руководитель образовательного учреждения (лицо его заменяющее) обязан:
– продублировать сообщение о возникновении пожара в пожарную охрану и поставить в известность вышестоящее руководство;
– в случае угрозы жизни людей немедленно организовать их спасение;
– при необходимости отключить энергоснабжение здания;
– прекратить все работы в здании школы за исключением работ, связанных с мероприятиями по ликвидации пожара;
– удалить за пределы зоны всех работников, не участвующих в тушении пожара;
– осуществлять общее руководство по тушению пожара до прибытия пожарной охраны;
– обеспечить соблюдение требований безопасности работникам, принимающим участие в тушении пожара;
– организовать эвакуацию и защиту материальных ценностей;
– организовать встречу подразделения пожарной охраны.
Маленькая спичка - большая беда!
Примерная беседа классного руководителя со своими воспитанниками
Детям очень нравится повторять действия взрослых — это помогает им самим почувствовать себя взрослыми.
Например, девочка стремится научиться шить или готовить, как мама; мальчик мечтает поработать папиными инструментами, и, конечно, все дети с нетерпением ждут того времени, когда им можно будет водить машину.
Почему-то притягательной силой обладает для детей огонь. Наблюдая за тем, как пользуются огнем старшие — зажигают газовую плиту, разводят огонь в печи, сжигают мусор, закуривают трубку или сигарету, — дети хотят, чтобы и им дали попробовать, скажем, разжечь костер или зажечь спичку.
Однако, огонь это не упаковочный скотч, а достаточно серьезная и опасная вещь. Когда где-то поблизости случится пожар, ребенка так и тянет пойти посмотреть на огонь. Очень важно, чтобы дети запомнили с малых лет: с огнем шутки плохи, так как он легко может выйти из-под контроля и стать по-настоящему опасным.
Маленьким детям нельзя играть со спичками или с зажигалкой. Не так-то легко аккуратно зажечь спичку. Учиться этому можно только с разрешения взрослых и под их наблюдением. Дело в том, что от одной зажженной спички, если обращаться с ней небрежно, может вспыхнуть весь коробок, а если пламя сразу же не потушить, то загорится вся квартира.
Маленькие дети обычно очень пугаются огня, даже всего лишь выпавшей из рук спички. Уронив горящую спичку, ребенок может от страха убежать, а от спички вспыхнет ковер, занавеска, мебель и наконец заполыхает вся квартира. Вот почему в руках маленьких детей огонь особенно опасен.
Когда ребенка учат обращаться с огнем или когда он просто находится возле костра или зажженной плиты, рядом обязательно должен быть кто-нибудь из старших и внимательно наблюдать за ребенком, чтобы не случилось беды. Только с разрешения взрослого и под его присмотром.
Ребенку можно попробовать, например, зажечь спичку. Когда вырастешь, у тебя будет много возможностей научиться разводить костер, подкладывать дрова в печку и зажигать газовую плиту, а пока лучше немного подождать.
В любом случае — разрешают тебе пользоваться спичками или ещё нет — нужно запомнить следующие правила обращения с огнём:
1. Не пытайся самостоятельно разжечь костер при сильном ветре. Ветер разнесет пламя, и ты не сможешь его загасить.
2. Когда готовят еду на костре, нужно разводить огонь в специально вырытой для этого яме, чтобы ветер не перенес языки пламени на окрестные деревья и кусты. Неправильно разведенные костры часто бывают причиной лесных пожаров.
3. Никогда не брызгай и не лей в костер керосин и другие воспламеняющиеся жидкости: возникающие при этом высокие вспышки пламени могут задеть тебя.
Помни, что самый быстрый способ загасить огонь — это лишить его воздуха и залить водой. Если возгорание произошло в доме, на огонь нужно набросить одеяло, ковер, пальто или любое тяжелое покрывало, чтобы прекратить доступ воздуха.
Без воздуха огонь гореть не может. Потом нужно взять любой сосуд: ведро, кастрюлю, ковшик, бутылку, наполнить его водой и залить огонь.
5. Если огонь вышел из-под контроля, и ты не можешь его потушить, немедленно сообщи об этом кому-нибудь из старших. Набери по телефону номер 101 и скажи дежурному, по какому адресу пожар.
6. Если пожар начался, когда в доме все спят, немедленно разбуди спящих и сразу же убегай из загоревшегося дома.
7. Каждый ребенок должен знать, как вызывать пожарную охрану. Но все должны также помнить, что НЕЛЬЗЯ ВЫЗЫВАТЬ ПОЖАРНЫХ, К0ГДА ПОЖАРА НЕТ!
Не забывай, что спички – не игрушка. Это очень нужная полезная вещь, но совершенно не подходящая для детских игр.
Примерная беседа классного руководителя со своими воспитанниками
«О пожарной безопасности или как не погибнуть в пожаре»
Ежегодно в области происходит более тысячи пожаров, в результате которых люди получают травмы и увечья различной степени тяжести, огонь беспощадно уничтожает дома и имущество граждан, уносит жизни людей. Большинство пожаров происходит в жилых домах, а основными причинами их возникновения являются неосторожное обращение с огнем, нарушение правил пожарной безопасности при устройстве и эксплуатации электрооборудования, отопительных и газовых приборов, а также детская шалость с огнем. Как показывает практика, не все люди знают как вести себя в случае возникновения пожара, а иногда в панике даже забывают номер телефона службы спасения "101". Давайте поговорим о нескольких простых правилах поведения, которые помогут спастись в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
- Если у Вас или у Ваших соседей случился пожар, незамедлительно вызывайте спасателей по телефону "101". Никогда не стоит паниковать - это может только усугубить ситуацию. Всегда есть несколько секунд для того, чтобы остановиться и обдумать свои дальнейшие действия.
- Очевидцам пожара необходимо послать кого-нибудь навстречу пожарным подразделениям, чтобы предоставить необходимую информацию о том, что горит, есть ли там люди, указать точный адрес происшествия и кратчайшие пути подъезда.
- Если пожар произошел в одной из комнат, необходимо плотно закрыть двери горящего помещения в целях предотвращения распространения огня по всему дому или квартире и лестничной площадке. Двери необходимо облить водой и уплотнить мокрыми тряпками, чтобы дым не проникал в остальные помещения.
- Оказавшись в задымленном помещении, намочите полотенца или ткань и дышите через нее, так как дым токсичен, а горячий воздух может обжечь легкие. Если есть возможность, наденьте противогаз или респиратор. В сильно задымленном пространстве надо двигаться ползком или пригнувшись - здесь ниже температура и самая низкая концентрация дыма. При горении выделяется большое количество токсических веществ и ядовитые газы: синильная кислота, фосген и другие, а содержание кислорода в воздухе снижается. Именно поэтому опасен не столько огонь, сколько дым и гарь от него.
- Если на Вас загорелась одежда, ни в коем случае не бегите - пламя разгорится еще сильнее. Горящую одежду необходимо быстро снять, а если это не удается - ложитесь на землю и катайтесь так, чтобы сбить пламя.
- Если огонь мешает покинуть жилище через входную дверь, для эвакуации могут быть использованы балконы, открывать которые следует крайне осторожно, поскольку приток кислорода может только усилить горение. Именно по этой причине разбивать окно нужно только в том случае, если через него можно эвакуироваться. Не забудьте плотно закрыть дверь балкона за собой.
- Крайне опасно прыгать с верхних этажей, спускаться по самодельным веревкам, простыням и водосточным трубам. Лучше подождать помощи, чем прыгать в надежде лишь на удачу.
- При эвакуации по возможности быстро соберите документы и деньги. Не стоит пытаться искать свои любимые вещи и хватать все подряд, ведь жизнь важнее. Если у вас есть возможность помочь другим людям - реализуйте ее любыми способами, ведь лучше спасти жизнь человека, чем собственное имущество. Помогая людям эвакуироваться, помните, что маленькие дети обычно от страха забираются под кровати, в шкафы или другие подобные места.
- Во время пожара запрещается пользоваться лифтом - он в любое время может быть отключен, и вы сами себя загоните в ловушку, так как можете оказаться в лифте между этажами и получить отравление угарным газом.
- Будьте бдительны и помните о том, что только соблюдение правил пожарной безопасности поможет Вам избежать трагических последствий и уберечь Ваши жизни и имущество.
В прошлом году в республике произошло 1 770 пожаров, которые уничтожили 882 гектара белорусских лесов.
Печальная статистика свидетельствует о том, что в девяти случаях из десяти причинами лесных пожаров являются оставленные незатушенные костры, брошенные тлеющие окурки и спички, сжигание сухой травы. В жаркую и сухую погоду достаточно искры, чтобы вспыхнул огонь.
Задача каждого из нас – не допустить возникновения пожаров в экосистеме из-за невнимательности.
В пожароопасный период в лесу запрещается:
- бросать горящие спички, непогашенные окурки, а лучше воздержаться от курения в лесу;
- оставлять бутылки или осколки стекла. Фокусируя лучи, они способны сработать как зажигательные линзы, поэтому банки и бутылки в лесу необходимо закапывать в землю, но лучше все же забирать мусор из леса с собой;
- въезжать в лес на машинах, мотоциклах. Искры из глушителя могут вызвать пожар, особенно в сухом лесу с лишайниковым покровом.
Для тушения низовых лесных пожаров используй ряд следующих приемов:
- сбивание с помощью связок прутьев (в виде метлы) или молодых лиственных деревьев огня с кромки пожара – самый простой и эффективный способ тушения пожаров средней интенсивности;
- Группа из 4-х человек способна за час сбить пламя пожара на кромке протяженностью до 1 км;
- употреблять при охоте пыжи из легковоспламеняющихся или тлеющих материалов;
- оставлять в лесу промасленный или пропитанный бензином, иными горючими веществами материал;
- забрасывание кромки пожара грунтом или песком.
Если нет возможности покинуть горящий лес:
- выберетесь на открытую поляну, вокруг себя путем механического удаления до грунта травы или других насаждений организуйте заградительную полосу;
- осуществить отжиг (пустите встречный огонь);
- при низовом пожаре заберитесь на дерево и переждите пока огонь пройдет.