Родителям

 

Как  научить детей безопасной  жизнедеятельности?

                                                   «Дети наши на свет родились, чтобы радостно жить,

                                                            Чтобы вместе играть, чтобы крепко дружить

                                                           Чтоб улыбки друг другу  дарить и цветы

                                                          Чтоб всегда исполнялись в их жизни мечты»

 

Нет ничего более ценного для каждого родителя, чем благополучие ребенка и его безопасность. Семья для ребенка является первым институтом социализации. Именно в семье он получает первые навыки общения с окружающим миром, «впитывает» правила поведения и нормы, установленные в обществе.

 В каждой семье наступает момент, когда взрослые решают, достаточно ли подготовлен ребенок, чтобы остаться дома одному, если уверенность в том,  что он правильно поведет себя в критической  ситуации. Маленький ребенок не знает, что такое опасность, и где она может его подстерегать. Родителям следует это понимать и обучать малыша безопасному поведению с ранних лет.

Важно заранее объяснить ребенку, как следует себя вести, но делать это не напрямую, а исподволь – в играх, разговорах, беседах, - формируя у него навыки безопасного самостоятельного правильного поведения. Невозможно исключить такие ситуации, когда ребенок вынужден остаться один дома, потерялся на улице или оказался один на один с чужими людьми, имеющими злые умыслы. Дети непосредственны, доверчивы, нерешительны и теряются в тревожных ситуациях. Необходимо научить ребенка правильно вести себя в таких случаях. Подготовленный ребенок в сложной ситуации сможет проявить смекалку и выдержку.

Вопрос о том, когда оставлять чадо одного, родители решают сами. В некоторых странах этот возраст достигает 12-ти лет, а за нарушение предполагается административная ответственность. У нас, как правило, самостоятельность начинается лет с шести-семи. Многое зависит от характера ребенка, его поведения. Но независимо от возраста он должен знать основные правила безопасности.

Главное – не перестараться с ликбезом, иначе ребенок будет считать получасовое нахождение дома страшной опасностью и бояться любого шороха. Но чадо должно знать:

• кому звонить, если происходит что-то непонятное или опасное

Уходя, положите телефон на видное место. Лучше, если оно всегда будет одним и тем же. У ребенка должен быть номер родителей, родственников и, если такие есть, друзей-знакомых-соседей, которые живут близко и, если что, придут быстрее мамы с папой.

• как вызвать службу спасения, если произойдет что-то совсем  опасное

Повесьте на видное место листок с номерами, правилами и вашим домашним адресом, чтобы ребенок не забыл его от испуга, если вдруг придется вызвать врача, милицию или МЧС.

• что делать, если вдруг загорелся бытовой электроприбор

Расскажите, что ни в коем случае нельзя поливать водой, не выключив из розетки и пр.

• что делать, если кто-то незнакомый звонит по телефону

Объясните ребенку, что категорически нельзя говорить, что он один дома. Необходимо сказать, что папа (мама) спят и перезвонят.

• что делать, если в дверь звонят

Если вы никого не ждете, основной посыл должен быть четким: к двери не подходить, не открывать никому. Если ждете вы или ребенок, внесите коррективы. Нельзя открывать дверь незнакомым людям. Они могут представиться почтальонами, милицией, мамиными подругами, попросить воды или молока для котенка, помочь вызвать скорую. Не важно – хороший взрослый никогда не станет уговаривать ребенка открыть ему дверь! Он знает, что детям это запрещено, и обратится в другую квартиру. Лучше всего в таком случае позвонить родителям и спросить, как быть. И никогда, даже на щелочку, даже на секундочку не открывать! Даже если в глазок ты увидишь девочку или старушку, в отдалении может стоять взрослый и небезопасный человек.

Если кто-то пытается ломать дверь или лезет в замок, нужно срочно вызвать милицию: назвать свой адрес, имя и фамилию.

Можно проиграть типовые ситуации вместе с ребенком. А вот по-настоящему проверять, звоня в домофон чужим голосом, не стоит. Можно или напугать, или, наоборот, снизить бдительность: следующий раз он решит, что это родительская проверка, и откроет дверь.

Дайте знать ребенку, в какое время вернетесь домой. Оставьте на столе еду или научите пользоваться микроволновой, плитой и пр. Не оставляйте ребенка дома одного на длительное время! Но если все же пришлось оставить одного дома, то объясните ему,  какие из окружающих предметов способны причинить ребенку  травму, пользование какими приборами для него категорически запрещено.

-  закройте окна и выходы на балконы, при необходимости открытыми можно оставить форточки или фрамуги;

-  перекройте газовый вентиль на трубе;

-  уберите с плиты кастрюли и чайники с горячей водой – опрокинув их,  ребенок может получить ожоги;

-  проверьте правильность размещения игрушек. Они не должны находиться на высоте, превышающей рост ребенка,  так как, пытаясь достать игрушку со шкафа, он может получить травму при падении;

-  выключите и по возможности изолируйте от ребенка все электроприборы, представляющие для него опасность;

-  изолируйте от ребенка спички, острые, легко бьющиеся и легковоспламеняющиеся предметы;

-  уберите в недоступные  для ребенка места лекарства и медицинские препараты (таблетки, растворы, мази), средства для мытья посуды и уборки помещения. Они могут вызвать раздражение слизистой глаз, ожоги поверхности кожи, отравление.

Главное условие безопасности малыша – это доверие к родным. Ребенок должен не бояться рассказывать обо всем. Что с ним произошло, и ничего от них не скрывать. Достичь этого можно, создав в семье теплую, доверительную атмосферу.

 Следите за тем, чтобы ваш ребенок был под присмотром, ухожен, одет, накормлен и вместе с вами познавал мир через окружающие его предметы, а не самостоятельно, через травматизм и опасность жизнедеятельности!